Федеральный закон РФ от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
ОБ ОСНОВАХ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Федеральный закон РФ от 24.11.96 г. № 132-ФЗ).
Принят Государственной Думой 04.10.96 г.
Одобрен Советом Федерации 14.11.96 г.
Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной по-литики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при ре-ализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования турист-ских ресурсов Российской Федерации.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные поня-тия:
туризм — временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-дело-вых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятель-ностью в стране (месте) временного пребывания;
туристская деятельность — туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;
туризм внутренний — путешествия в пределах Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;
туризм выездной — путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;
туризм въездной — путешествия в пределах Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;
туризм социальный — путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды;
туризм самодеятельный — путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно;
турист — гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, ре-лигиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки;
туристские ресурсы — природные, исторические, социально-культурные объ-екты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способ-ные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановле-нию и развитию их физических сил;
туристская индустрия — совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств раз-влечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные ус-луги и услуги гидов-переводчиков;
тур — комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскур-сионные услуги, а, также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предостав-ляемые в зависимости от целей путешествия;
туристский продукт — право на тур, предназначенное для реализации туристу;
продвижение туристского продукта — комплекс мер, направленных на реа-лизацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выстав-ках, ярмарках, организация туристских информационных центров по продаже туристского продукта, издание каталогов, буклетов и другое);
туроператорская деятельность — деятельность по формированию, продвиже-нию и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее — туроператор);
турагентская деятельность — деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее — турагент);
услуги гида-переводчика — деятельность профессионально подготовленного физического лица по ознакомлению туристов с туристскими ресурсами в стране (месте) временного пребывания;
туристская путевка — документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта;
туристский ваучер — документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности
Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федера-ции, регулирующие туристскую деятельность, не могут противоречить настоя-щему Федеральному закону и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам.
Содержащиеся в других законах и нормативных правовых актах нормы, ре-гулирующие туристскую деятельность, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.
Глава II. Государственное регулирование туристской деятельности
Статья 3. Принципы государственного регулирования туристской деятельности
Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных от-раслей экономики Российской Федерации,
содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;
определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятель-ности;
формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприят-ной для туризма;
осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.
Статья 4. Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности
Основными целями государственного регулирования туристской деятельнос-ти являются:
обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
охрана окружающей природной среды;
создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образова-ние и оздоровление туристов;
развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов го-сударства и граждан Российской Федерации, развитие международных контак-тов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование при-родного и культурного наследия.
Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социаль-ного и самодеятельного туризма.
Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем:
создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;
содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;
лицензирования, стандартизации в туристской индустрии, сертификации ту-ристского продукта;
установления правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации с учетом инте-ресов развития туризма;
прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;
создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;
налогового и таможенного регулирования;
предоставления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью на территории Российской Федерации и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории Российской Федерации;
содействия кадровому обеспечению туристской деятельности;
развития научных исследований в сфере туристской индустрии;
содействия участию российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах;
обеспечения картографической продукцией;
иными способами, применяемыми в порядке, установленном законодатель-ством Российской Федерации.
Координацию туристской деятельности в Российской Федерации осуществля-ет федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма.
Статья 5. Лицензирование, стандартизация в туристской индустрии, сертификация туристского продукта
В целях защиты прав и интересов туристов осуществляются лицензирование, стандартизация туроператорской и турагентской деятельности, а также объектов туристской индустрии, сертификация туристского продукта.
Порядок выдачи, условия действия, порядок приостановления и прекращения действия лицензии на осуществление туристской деятельности устанавливаются законодательством Российской Федерации. Данные о туроператорах и турагентах, получивших лицензии на осуществление туристской деятельности, вносятся в федеральный реестр туроператоров и турагентов.
Отказ туроператора или турагента от обязательной сертификации туристско-го продукта, отрицательный результат сертификации туристского продукта, а также аннулирование действия сертификата соответствия влекут за собой при-остановление или прекращение действия лицензии на осуществление туристской деятельности.
Глава III. Права и обязанности туриста
Статья 6. Права туриста
При подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на:
необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и дру-гих объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды;
свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер;
обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской по-мощи;
возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполне-ния условий договора розничной купли-продажи туристского продукта (далее — договор) туроператором или турагентом в порядке, установленном законодатель-ством Российской Федерации;
содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помо-щи;
беспрепятственный доступ к средствам связи.
Статья 7. Обязанности туриста
Во время совершения путешествия, включая транзит, турист обязан:
соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования;
сохранять окружающую природную среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания;
соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания, выезда из страны (места) временного пребывания и пребывания там, а также в странах транзитного проезда;
соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.
Статья 8. Предоставление льгот отдельным категориям туристов
Отдельным категориям российских туристов государство в порядке, устанав-ливаемом Правительством Российской Федерации, предоставляет льготы соци-ального характера.
Глава IV. Особенности формирования, продвижения и реализации туристского продукта
Статья 9. Формирование и продвижение туристского продукта
Туристский продукт формируется исходя из конъюнктуры туристского рынка или по конкретному заказу туриста.
Туроператор приобретает право на услуги, входящие в тур, на основании договоров с лицами, предоставляющими отдельные услуги, или с туроператором по приему туристов, обеспечивающим предоставление всех видов услуг, входящих в тур.
Конкретный заказ туриста или лица, уполномоченного представлять группу туристов, на формирование туристского продукта туроператору оформляется в письменной форме как соглашение, имеющее характер предварительного дого-вора.
При продвижении туристского продукта туроператор и турагент несут от-ветственность за достоверность информации о туристском продукте в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Если письменная ин-формация о туристском продукте содержит все существенные условия договора, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, а также насто-ящим Федеральным законом, и оформлена как предложение, из которого усмат-ривается воля туроператора или турагента заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, такое предложение признается офертой (публичная оферта).
Статья 10. Особенности реализации туристского продукта
Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора. До-говор заключается в письменной форме и должен соответствовать законодатель-ству Российской Федерации, в том числе законодательству в области защиты прав потребителей.
К существенным условиям договора относятся:
информация о туроператоре или турагенте (продавце), включая данные о ли-цензии на осуществление туристской деятельности, его юридический адрес и бан-ковские реквизиты;
сведения о туристе (покупателе) в объеме, необходимом для реализации ту-ристского продукта;
информация о туроператоре, включая данные о лицензии на осуществление туристской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты;
достоверная информация о потребительских свойствах туристского продукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об ус-ловиях безопасности туристов, о результатах сертификации туристского продук-та;
дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность;
порядок встречи, проводов и сопровождения туристов;
права, обязанности и ответственность сторон;
розничная цена туристского продукта и порядок его оплаты;
минимальное количество туристов в группе, срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;
условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возник-ших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон;
порядок и сроки предъявления претензий туристом.
Иные условия договора определяются по соглашению сторон.
Турист вправе требовать от туроператора или турагента оказания ему всех услуг, входящих в тур, независимо от того, кем эти услуги оказываются.
Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны ис-ходили при заключении договора.
К существенным изменениям обстоятельств относятся:
ухудшение условий путешествия, изменение сроков совершения путешествия;
недобор указанного в договоре минимального количества туристов в группе, необходимого для того, чтобы путешествие состоялось;
непредвиденный рост транспортных тарифов;
введение новых или повышение действующих ставок налогов и сборов;
резкое изменение курса национальных валют.
Туроператор или турагент не несет ответственности за неисполнение или не-надлежащее исполнение своих обязательств по договору, если докажет, что над-лежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы.
Возмещение убытков при расторжении договора осуществляется в соответ-ствии с фактическими затратами сторон. При этом сумма, выплачиваемая в ка-честве возмещения убытков, не может превышать два размера стоимости турист-ского продукта. Претензии к качеству туристского продукта предъявляются ту-ристом туроператору или турагенту в письменной форме в течение 20 дней с момента окончания действия договора и подлежат удовлетворению в течение 10 дней после получения претензии.
Конкретные условия путешествия, розничная цена туристского продукта ука-зываются в туристской путевке, выдаваемой туристу туроператором или турагентом. Туристская путевка является письменным акцептом оферты туроператора или турагента на продажу туристского продукта и неотъемлемой частью дого-вора, а также документом первичного учета туроператора или турагента.
Урегулирование взаиморасчетов между туроператором или турагентом, на-правляющим туриста, и туроператором по приему или лицами, предоставляю-щими конкретные услуги, входящие в тур, осуществляется на основании турист-ского ваучера.
Дополнительные требования к организации путешествий лиц с ограниченной дееспособностью устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Глава V. Объединения туроператоров и турагентов, объединения туристов
Статья 11. Объединения туроператоров и турагентов
Туроператоры и турагенты в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут создавать объединения в порядке, установленном законодательством Рос-сийской Федерации.
Статья 12. Объединения туристов
Туристы в целях реализации права на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий на основе общности интересов могут создавать общественные объединения в порядке, установленном законодательством Рос-сийской Федерации. Деятельность объединения туристов может быть направлена на организацию и содействие развитию самодеятельного туризма, просвещение населения в сфере туризма, защиту прав и интересов туристов, формирование общественного мнения о деятельности организаций туристской индустрии и ре-шение иных задач.
Глава VI. Туристские ресурсы Российской Федерации
Статья 13. Туристские ресурсы Российской Федерации
Классификация и оценка туристских ресурсов Российской Федерации, режим их охраны, порядок сохранения целостности туристских ресурсов Российской Фе-дерации и меры по их восстановлению, порядок использования туристских ре-сурсов Российской Федерации с учетом предельно допустимых нагрузок на ок-ружающую природную среду определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава VII. Безопасность туризма
Статья 14. Обеспечение безопасности туристов
Под безопасностью туризма понимаются личная безопасность туристов, со-хранность их имущества и ненанесение ущерба окружающей природной среде при совершении путешествий.
Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма информирует туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания.
Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых яв-ляются государственные органы, незамедлительно и безвозмездно предоставляют федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма возможность пуб-ликовать информацию об угрозе безопасности туристов.
Туроператоры и турагенты обязаны предоставить туристам исчерпывающие сведения об особенностях путешествий, а также об опасностях, с которыми они могут встретиться при совершении путешествий, и осуществить предупредитель-ные меры, направленные на обеспечение безопасности туристов.
Туроператоры и турагенты обязаны незамедлительно информировать органы исполнительной власти и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях с туристами во время путешествия, а также о не возвратившихся из путешествия туристах.
Туристы, предполагающие совершить путешествие в страну (место) времен-ного пребывания, в которой они могут подвергнуться повышенному риску ин-фекционных заболеваний, обязаны проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями.
Статья 15. Специализированные службы по обеспечению безопасности туристов
Оказание необходимой помощи туристам, терпящим бедствие в пределах тер-ритории Российской Федерации, осуществляется специализированными служба-ми, определяемыми Правительством Российской Федерации.
Статья 16. Защита интересов российских туристов за пределами Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций
В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций государство принимает меры по защите интересов российских туристов за пределами Российской Феде-рации, в том числе меры по их эвакуации из страны временного пребывания.
Статья 17. Страхование при осуществлении туристской деятельности
В случае если законодательством страны (места) временного пребывания ус-тановлены требования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи лицам, временно находящимся на ее территории, туроператор (турагент) обязан предоставить такие гарантии. Страхование туристов на случай внезапного забо-левания и от несчастных случаев является основной формой предоставления таких гарантий.
Страховым полисом должны предусматриваться оплата медицинской помощи туристам и возмещение их расходов при наступлении страхового случая непо-средственно в стране (месте) временного пребывания.
Страховой полис оформляется на русском языке и государственном языке страны временного пребывания. По требованию туриста туроператор (турагент) оказывает содействие в предоставлении услуг по страхованию иных рисков, свя-занных с совершением путешествия.
Глава VIII. Международное сотрудничество
Статья 18. Международные договоры Российской Федерации в сфере туризма
Правовую основу международного сотрудничества в сфере туризма состав-ляют международные договоры Российской Федерации, заключаемые в соответ-ствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Феде-рации".
Статья 19. Представительство федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации
В целях продвижения туристского продукта на мировом туристском рынке федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма создает представи-тельства за пределами Российской Федерации. Порядок создания, деятельности и ликвидации указанных представительств определяется Правительством Рос-сийской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Глава IX. Заключительные положения
Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности
Нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятель-ности влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Рос-сийской Федерации.
Статья 21. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 22. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответст-вие с настоящим Федеральным законом.